0. Часто у партнёров остаётся по одной пешке. Один успевает провести пешку в ферзи, а второй доводит свою до предпоследней горизонтали. Чтобы достичь победы в подобном окончании, сильнейшая сторона должна, препятствуя ферзём продвижению пешки, приблизить своего короля к пешке противника. Самый простой способ выигрыша в данной позиции - это, если ферзю удаётся занять поле превращения пешки, то выигрыш очень прост;приближают к пешке короля сильнейшей стороны, оттесняют неприятельского короля и выигрывают пешку.
1.Qf1 Теперь чёрной пешке не суждено стать ферзём!
Kf3
2.Kc7 Приближаем своего короля.
Ke3
3.Kd6
Kf3
4.Kd5
Ke3
5.Ke5
Kf3
6.Kd4
Kg3
7.Ke3
Kh2
8.Qxf2 Забрали пешку и выиграли партию.
позиция №2
Блокада
0. Используем тот же приём, что и в предыдущем примере.
1.Qc4! Белый ферзь взял под контроль поле "f1", а черный король в свою очередь не в состоянии помочь своей пешке пройти в ферзи.
Kf3
2.Qf1 +- Следующий этап игры на выигрыш за белых - подвести короля к пешке (подробно это было разобрано в позиции №1).
позиция №3
Лесенка
0. Сейчас разберём ситуацию, когда ферзь сильнейшей стороны не может блокировать поле превращения пешки. Давайте составим план выигрыша за сильнейшую сторону в этой позиции. 1. Серией шахов, нападений на пешку или связываний заставляем короля слабейшей стороны занять поле превращения собственной пешки (то есть стать перед своей пешкой); 2. Затем приближаем своего короля; 3.Этот маневр повторяем несколько раз, пока не выиграем пешку.
1.Qf8
Kg2 (если 1. ... Кре1, то мы сразу подводим своего короля - 2. Крb6).
2.Qg7
Kf2
3.Qf6
Kg2
4.Qg5
Kf2
5.Qf4
Kg2 Посмотрите, каким путём ферзь приближался к королю с пешкой - Словно шёл по лесенке, ступенька за ступенькой. Поэтому этот приём получил в шахматах название - "лесенка". Что теперь делать белым? Очевидно, что шахи уже не так эффективны. Нужно откинуть неприятельского короля на последнюю горизонталь (в данном примере на 1-ю).
6.Qe3!
Kf1
7.Qf3
Ke1 Вот мы и заставили короля стать перед своей пешкой!
8.Kb6 Выполняем второй пункт нашего плана - подводим короля.
Kd2
9.Qd5 И снова "лесенка"!
Kc2
10.Qc4
Kd2
11.Qd4
Kc2
12.Qe3 Заставляем короля, как и в предыдущий раз спуститься на 1-ю горизонталь, а затем стать перед своей пешкой, чтобы мы могли подвести нашего короля.
Kd1
13.Qd3
Ke1
14.Kc5!
Kf2 И всё повторяется заново.
15.Qf5
Kg2
16.Qg4
Kf2
17.Qf4
Kg2
18.Qe3!
Kf1
19.Qf3
Ke1
20.Kd4!
Kd2
21.Qd3
Ke1
22.Ke3 +-
позиция №4
Игра на пат
0. В позиции №3 мы рассматривали план выигрыша, когда у черных была центральная пешка "е". Аналогичным способом выигрывают против центральной пешки "d" и против коневых пешек "b" и "g". Но выигрывают ли белые против крайних пешек "а" и "h"? Сейчас рассмотрим, как защищаться слабейшей стороне ( в данном примере - это чёрные).
1.Qg2
Kb1
2.Qf1
Kb2! Нельзя 2. ... Крс2 из-за 3. Фа1! - блокада.
3.Qe2
Kb1
4.Qd1
Kb2
5.Qd2
Kb1! Совсем полохо 5. ...Кра1 из-за 6. Фс1#
6.Qb4
Kc2
7.Qa3
Kb1
8.Qb3
Ka1! Белые заставили черного короля стать перед своей пешкой, но могут ли они подвести своего короля? Нет, потому что будет пат! А один белый ферзь не в состоянии справиться с королём и пешкой. Ничья!
позиция №5
Игра на пат
0. В данном примере мы рассмотрим, как защищаться слабейшей стороне (чёрным)при пешке "с" (аналогична защита и при пешке "f").
1.Qb7 Белые приближают ферзя лесенкой.
Ka2
2.Qa6
Kb2
3.Qb5
Ka2
4.Qa4
Kb2
5.Qb4
Ka2
6.Qc3
Kb1
7.Qb3 Белые оттеснили чёрного короля на 1-ю горизонталь и заставляют стать перед пешкой, но на 7. ...Крс1 последует 8. Крb7 и белые будут постепенно подтягивать короля. Как играть черным?
Ka1!!
8.Qxc2 Пат!
Позиция №6
Когда две пешки хуже, чем одна.
0. Рассмотрим случаи, когда две пешки хуже, чем одна. Если бы у чёрных в этой позиции не было пешки "а", то партия, вероятно, закончилась вничью. Давайте посмотрим, как "лишняя" чёрная пешка "а" помогает белым достичь выигрыша.
1.Qg7
Kf2
2.Qf6
Kg2
3.Qg5
Kf2
4.Qf4
Kg2
5.Qg4
Kf2
6.Qh3
Kg1
7.Qg3
Kh1 Белые с помощью приёма "лесенка" оттеснили черного короля на 1-ю горизонталь. Как здорово было бы сейчас сделать сразу два хода - Фf2 и Фf1#. Но на 8. Фf2 будет пат. И вот тут нам пригодится пешка "а".
8.Kb4! Освобождая дорогу пешке "а".
a3
9.Qf2
a2
10.Qf1#
Позиция №7
Когда две пешки хуже, чем одна.
0. Белые начинают и выигрывают, используя "лишнюю" чёрную пешку "f".
1.h8Q
Kb1
2.Qb8
Kc2
3.Qc7
Kb2
4.Qb6
Kc2
5.Qc5
Kb2
6.Qb4
Kc2
7.Qa3
Kb1
8.Qb3
Ka1
9.Ke4 Или 9. Крg4
f3
10.Qc2
f2
11.Qc1#
Позиция №8
Ферзь не спасает от мата.
0. Как мы знаем окончания с крайними пешками носят ничейный характер. Но близость белого короля помогает белым достичь победы.
1.Qb1
Kg2
2.Qc2
Kg1 Белый ферзь серией шахов попал на нужную ему 2-ю горизонталь. Теперь в игру вступает белый король.
3.Kg4!
h1Q
4.Kg3!! Вот она самая главная фигура в окончаниях. У чёрных нет ни одного хорошего хода, и они проигрывают.
Позиция №9
Ферзь не спасает от мата.
0. И в этой позиции близость белого короля позволяет белым рассчитывать на выигрыш.
1.Qb1
Kg2
2.Qc2
Kg1 Как и в предыдущем примере белый ферзь с помощью шахов попал на нужную ему 2-ю горизонталь.
3.Ke3! И снова его величество КОРОЛЬ!
h1Q
4.Qf2#
Позиция № 10
Подводные камни
0. Сейчас белые превратят свою пешку в ферзя с шахом, и на доске возникнет очень интересное окончание, в котором черным, чтобы сделать ничью, придётся обойти несколько подводных камней.
1.b8Q
Kc2!! Только так! Проигрывало 1. ...Кра1 из-за 2. Крb6 Крb2 3. Крс5 Крс2 4. Фh2 (ферзь становится на 2-ю горизонталь, этот прием мы уже рассматривали) Крb1 5. Крb4 а1Ф 6. Крb3 с выигрышем у белых.
2.Qa7
Kb2
3.Qb7
Kc2! И снова плохо 3. ...Кра1 из-за 4. Крb6!
4.Qa6
Kb2
5.Qb5
Ka1! Здесь уже можно идти в угол, потому что белый король оказался сзади белого ферзя и не может ходом на линию "b" перекрыть его и выпустить из патовой ловушки черного короля. Ничья!
Позиция №11
Такая близкая победа
0. Позиция на первый взгляд проста: белый ферзь занял свою позицию на 2-ой горизонтали, остаётся только подвести белого короля и победа близка. Но именно в таких позициях нужно быть очень внимательным!
1.Kf3! Плохо 1. Крg3?? из-за 1. ...f1К!! И такая, казалось бы, близкая победа растаяла.
f1Q
2.Kg3 с выигранной позицией у белых, так как у черных нет ни одного хорошего хода.
Позиция №12
Мат в два хода
0. Если бы у черных не было пешки "g", то партия закончилась бы вничью. Но именно эта пешка губит черных.
1.Qe4! Заставляя черных ходить королем.
Kg1
2.Qe1#
Комментарии
Удалить комментарий
Удалить цепочку ходов
Изменить текст хода
comment
Связь с сервером opencess.by потеряна. Проверьте подключение к интернету и обновите страницу.