0. Добрый вечер, уважаемые зрители! Сегодня - облегченный вариант моей обычной тренировки, в которой будет делаться упор на исправление ошибок в процессе мышления во время выбора хода. Английский гроссмейстер Джон Нанн говорил: "80% партий выигрывается на использовании незащищенной фигуры". Думаю, Нанн преувеличивал. Но то, что большая часть партий выигрывается на тактике, соглашусь. И чем ниже уровень игроков, тем выше этот процент. На мой взгляд, тактика лучше всего объяснена в книгах Котова, например, "Как стать гроссмейстером". Рекомендую! Котов делит тактику на 3 составляющие. Это мотивы, тема и средства. Сегодня нас больше всего будут интересовать мотивы, т.е. те слабые места в позиции соперника, к которым можно прицепиться. Перечислю некоторые из них: незащищенная фигура, фигуры стоят под вилку, слабая 8-я, у фигуры мало полей, фигуры на одной линии (диагонали), мы нападаем, но нам что-то мешает, слабое поле возле короля и т.д. Приучив себя перед каждым ходом определять мотивы, мы приучим свой мозг к тому, что через некоторое время мотивы будут фиксироваться нами автоматически, причем не только в позиции на доске, но и в середине просчитываемых вариантов. Фраза-запоминалка: "На незащищенную фигуру реакция должна быть, как у быка на красное!".
алгоритм выбора хода
мой вариант
0. Чтобы допускать меньше ошибок и лучше пользоваться чужими, нужно приучить себя при выборе хода думать по примерному плану (алгоритму). Предлагаю такой (он слегка видоизменяется в зависимоти от квалификации игрока): когда соперник сделал ход, я: 1) записываю ход; 2) смотрю, что он хочет (от фигуры, которая сделала ход, провожу линии во все стороны); 3) ищу мотивы; 4) определяю ходы-кандидаты; 5) просчитываю их, выбираю лучший; 6) думаю, как ответит соперник; 7) делаю ход, переключаю часы, записываю ход. От алгоритмов большинства тренеров он отличается наличием пункта №3.
памятка по тактике
если мне что-то мешает...
0. А теперь еще одно правило, которое вы вряд ли найдете в книжках, и которое нам сегодня очень пригодится. Очень часто во время партии возникает ситуация, когда мы на что-то нападаем, но нам что-то мешает. Итак: если мне что-то мешает, я его: 1) бью; 2) прогоняю; 3) отвлекаю; 4) связываю; 5) перекрываю. Перейдем непосредственно к шахматам.
разминка
входим в рабочий ритм
0.Разминочка. На доске - начальная позиция. Но, чтобы вам было труднее (а это надо, чтобы вы побольше напряглись), все фигуры заменены пешками. Я приведу текст короткой партии, вы ее на этой доске с пешками мысленно представляйте. В конце партии будут вопросы. 1 d4 d5 2 Cf4 c5 3 Cb8 Лb8 4 dc e6 5 Фd4 Фс7 6 b4 b6 7 cb Лb6 8 c3. Ход черных. Найти комбинацию. Ответ пишите в чате.
поиск мотивов
Эк - Гаприндашвили
0. Ход белых. Какие мотивы вы видите?
1.У ферзя мало полей, мы нападаем на слона, нам мешает король, ферзь и король стоят под вилку. Пытаемся использовать последнее. Вилке мешает пешка е. Если нам что-то мешает, мы его... Вспоминаем 5 пунктов... Бьем. Чтобы сбить, нужно напасть. Поэтому Bf6!
Kh8 Защиты нет. 1...ef 2Kf6, иначе 2 Се7.
2.Nxe7, и белые с лишней пешкой и выигранной позицией, потому что заметили мотив и нашли, как его использовать.
поиск мотивов-2
Штальберг - Найдорф
0. Ход белых. Какие мотивы вы видите? Определите мотивы и, исходя из них, ходы-кандидаты, затем из ходов-кандидатов выберите лучший. 5 минут. Свои мысли пишите в чате.
1.Итак, мотивы: незащищенная ладья, незащищенный ферзь, мы нападаем на слона, нам мешает король, слабое поле g6. Тактические ходы-кандидаты - Cb7,Cf7, h4 с идеей h5, Лf6. Выигрывает 1 Bf7!
Kxf7 (1...Фf7 2 Лd8)
2.Rxd8
Qxd8 Те, кто здесь остановился, недоработали.
3.Qb7 - незащищенная ладья.
поиск мотивов-3
Бирук - Каташук, 1995
0. Раньше я комментировал свои партии в тетрадках. Эта - оттуда. 1995 год, Бирук - Каташук. Я тогда был 1-разрядником. Соперник - тоже.
1.e4
e5
2.Nf3
Qe7 В докомпьютерную эпоху так играли даже гроссмейстеры. Идея хода - перейти в позиции типа защиты Филидора или защиты Хэнема, укрепить пешку е5, дожить до миттельшпиля, а затем переиграть соперника за счет лучшего понимания, постепенно усиливая фигуры. На уровне 1-го разряда и ниже вполне нормальный дебют, особенно если применять его изредка, используя то, что соперник не готов играть новую позицию. Примерно 5 лет назад, Олимпийские дни молодежи РБ, доска девушек, Минск - Брестская область. Подготовка перед партией. После этого хода испуганные глаза белых и фраза представителя столицы "Ну зачем Вы так с девочкой?" Была боевая ничья. Дальше до тактического момента я привожу партию без комментариев. Белые играли слишком аккуратно.
3.Nc3
c6
4.Bc4
d6
5.d3
Nf6
6.Bg5
Be6
7.Nd2
h6
8.Bh4
Nd7
9.Qe2
b5
10.Bb3
Nc5
11.h3
a5
12.Bxe6
Nxe6
13.Rc1
Nf4
14.Qf3
g5
15.Bg3
Ne6
16.Ne2
h5
17.Qe3
Bh6
18.Qb6 Мотив - ферзь далеко залез. Предлагайте ходы-кандидаты.
Kd7! Нестандартно. Соперник не понял идеи.
19.f3
Nc5 Все, попалась пташка, стой, не уйдешь из сети. Не расстанемся с тобой ни за что на свете! Ферзь в мышеловке - нет защиты от Лhb8. Вскоре 0-1.
ходы-кандидаты
о челябинском варианте и выборе на дискотеке
0. в этой часто встречающейся на любительском уровне позиции из челябинского варианта сильнейший ход 1...Лb8 не знающие его почти не находят. Почему? Многие ходят
1 ...Be7, рассуждая так: меня связали, значит, надо развязаться. Мысль идет неправильно! Мотивы не определены, поэтому ходы-кандидаты Лb8, Фb6, Cb4 и Фа5 даже не рассматриваются. Из-за этого дети не приучаются в любой позиции рассматривать вначале атакующие ходы, а только потом защитные. А в шахматах, как и в подавляющем большинстве видов спорта, надо в первую очередь атаковать. Вообще выбор первого пришедшего в голову хода вызывает у меня такую аналогию, которую я как-то и сообщил ученикам прямо на тренировке. Для определенности будем считать, что вы - представители мужского пола. И вот сразу по приходе на дискотеку вы выбираете первую попавшуюся девушку и с ней уходите. А ведь там остались намного более интересные... Ход Се7 - это первый попавшийся. Он вполне может оказаться нормальным, как и ваш вечерний выбор, но в подавляющем большинстве случаев этого не будет, и лучшее пройдет стороной.
я нападаю, но мне что-то мешает-1
Иванович - Попович.
0. Ход белых. Ищем мотивы. Мы нападаем на слона, нам мешает ферзь. Можно ли с ним что-то сделать? Сбить, отвлечь, прогнать, связать, перекрыть? Нет! Есть ход-кандидат 1h6. Король уйдет в угол. Какие мотивы появятся?
1.h6
Kh8 Мотивы: мы нападаем на слона, нам мешает ферзь, мы нападаем на мат (f8), нам мешает ферзь. Ферзь перегружен. Что с ним сделать? (5 пунктов)
2.Be6! Перекрываем линию защиты слона
Qxe6 ферзь отвлекся от f8
3.Qf8
Qg8
4.Qf6, 1-0.
я нападаю, но мне что-то мешает-2.
Капабланкам - Ейтс
0. Классический пример. Кто знает, может отвлечься минут на 5 выпить кофе или поболеть за Домрачеву. Ход белых. Мотивы: незащищенный слон, король и слон на одной линии, белая ладья и слон на одной линии - конь связан, и, наконец, то, что мы используем - наш конь нападает на а5, но нам мешает ладья. Что с ней сделать? (5 пунктов)
1.Nc3 - прогоняем
Rc5 "Ничего не получилось - пешка не выиграна", - подумает 3-разрядник и бросит считать этот вариант. А мы идем дальше. Мотив после 1 хода тот же - мы нападаем на а5, но нам мешает ладья. Что же с ней сделать?
2.Ne4 - опять прогоняем
Rb5 "Ничего не получилось - пешка не выиграна", - подумает 2-разрядник и бросит считать этот вариант. А мы идем дальше. Мотив после 2-го хода тот же - мы нападаем на а5, но нам мешает ладья. Что же с ней сделать?
3.Nd6 - и снова прогоняем
Rc5 "Ничего не получилось - пешка не выиграна", - подумает ленивый 1-разрядник и бросит считать этот вариант. А мы идем дальше. Мотив после 3-го хода тот же - мы нападаем на а5, но нам мешает ладья. Что же с ней делать?
4.здесь еще и ладья и пешка стали под вилку - Nb7
Rb5
5.Nxa5, и путешествие вокруг света завершено. 1-0.
я нападаю, но мне что-то мешает-3
Мэзон - Винавер, 19 век
0. Один из моих любимых тактических примеров. 19 век, веселая позиция, у белых 3 лишние пешки, но большинство из них слабые. Мотивы - незащищенная ладья и плохой король. Какие тактические ходы-кандидаты приходят в ваши светлые головы?
1.наш ферзь хочет залезть на 7-ю, но нам мешает пешка. Отвлекаем ее -1 Rxg5
hxg5
2.Qh7
Nd7. Мотивы - мы нападаем на коня, нам мешают ферзь и король; мы нападаем на b8, нам мешают ферзь и король - они перегружены. 3Лb8 недостаточно - у черных лишняя ладья, и они отдадут коня - 3...Крb8
3.Bxd7 Бить слона плохо - проигранный ладейник. Черным мешает белый ферзь! Его надо сбить!
Qg8 Теперь рассуждают белые. Появился новый мотив - мы нападаем на ферзя, но нам мешает ладья. Что с ней сделать? 5 пунктов.
4.На всякий случай посмотрим попытку отвлечь - Rb7
Kxb7. Мы нападаем на ферзя, но нам мешает ладья. Что с ней сделать? 5 пунктов.
1 ...мы бы пошли 1...d1Ф, но нам мешает ладья; мы бы пошли 1...h2, но нам мешает слон. Линии, по которым нам мешают ладья и слон, пересекаются в пункте d6, поэтому 1...Bd6!
2.Rxd6
h2, 0-1. Черными играл известный в СССР составитель этюдов Григорьев, поэтому идеи шахматной композиции были ему отлично знакомы. Такое перекрытие ладьи и слона называется перекрытием Новотного, по фамилии чеха, первым составившего задачу на это перекрытие.
тренируемся рассуждать
задача американца Кэмпбелла на мат в 3 хода
0. Задача американца Кэмпбелла на мат в 3 хода. Ход белых. Решается рассуждениями. Ваши рассуждения можете писать в чате, тогда я увижу ошибки и направлю ваши мысли в нужном направлении. У вас минут 5.
0.Надо распатовать короля. У черных есть темп (g4), поэтому у белых на это 2 хода. Чем ходить? Ладьей b по 8-й - выпустим короля на b5, по линии b - ничего не усилим и не подготовим. Ладьей с? Слон уйдет на d3, потом вернется на с2 - ничего нет. Конем а - король через с5 убегает. Конем е - некуда, везде пешки бьют. Королем - ничего не дает. Попробуем рассуждать по-другому. Чтобы распатовать короля, надо дать ему поле или дать что-то сбить пешке. Какое поле можно дать королю, чтобы после того, как он туда пойдет, он получил мат? Отбросив некоторые поля, видим, что на d4 король получает мат Лb4. Как освободить поле d4? Убрать слона и коня. Остается 1Bh2
1 ...g4
2.Ng1
Kd4
3.Rxb4 - мат. Решение задач такого типа (логического) - хорошая тренировка мышления.
нахождение цепочки ходов
Чом - Гицеску
0. Мы хотим провести пешку, но нам мешает конь. Сделать с ним ничего нельзя, но пешке можно помочь.
1. Be7 Ход черных. Сс7 не проходит из-за 2Ке8. Надо искать контригру. Мотив - конь и слон на одной диагонали
Bg5. Ферзя ставить нельзя. Мотив - слоны на одной диагонали, между ними конь. Его надо убрать с темпом.
2.Ne8
Kh6
3.Bf8
Kh5
4.Ng7
Kh4 Был бы мат g3, но король убежит на h3.
5.Kh2
Bd8 Был бы мат, но король убежит на g5. Захлопните мышеловку.
6.f4, мат следующим - 1-0.
считаем как можно дальше
Даниэльссон - Нильссон
0. Ход белых. Куда уйти от шаха? Просчитайте до победы - 4 минуты. Если не находите, пишите варианты в чате - я направлю.
1.Kh3
Rf3
2.Qg3! иначе под шахи
Rxg3
3.Kxg3. Если вы здесь оборвали расчет, значит, недоработали - у черных есть контригра
h5
4.Rxh5
Kg8 Выигрыша нет? Есть - вы не подумали о мотивах в конце варианта. Мы бы пошли 5е7, но нам мешает король. Что с ним сделать?
5.да, отвлечь - Rh8
Kxh8
6.e7, 1-0. Считайте как можно дальше!
считаем как можно дальше-2
играли 2 малоизвестных бельгийца
0. Ход белых. Мотивы - король и ладья f стоят под коневую и пешечную вилки, король и ладья а стоят под коневую вилку, ладьи незащищены, пешки b и с незащищены, мы бы залезли на 7-ю, но нам мешает ладья, мы бы залезли на 8-ю, но нам мешает король. Здесь много ненужного, например, коневые вилки, коней ведь на доске нет. Но когда вы привыкнете, мотивы будут выскакивать автоматически, поэтому времени это практически не отнимает, а польза есть. Белые используют далеко зашедшую пешку h - ей мешают пешка и ладья.
1.Bxg6 - пешку отвлекаем
hxhg6 - те, кто здесь остановился, недоработали
2.Re7 - ладью размениваем (частный случай пункта бьем)
Rxe7
3.dxe7
Kxe7. Что дальше? 4 h7 не проходит - отходит слон, и вскрывается ладья. Те, кто здесь остановился, недоработали: не нашли мотива в конце варианта или не задали себе вопрос "Нам мешает ладья - что с ней сделать?" Ответ - перекрыть!
4.Rd8
Kxd8
5.h7, 1-0.
анализ партии с фиксацией ошибок в мышлении
Яромчук - Сегодник
0. В начале февраля в Бресте прошли Олимпийские дни молодежи области. Антон Сегодник сыграл слабо - проиграл 2 партии. Одну из них мы кратко и разберем (с ним уже разобрали). Упор будем делать на причину возникновения тактических ошибок, т.е. на то, что было не так в процессе мышления. Стратегия не входит в тему этого урока, ее коснемся лишь слегка. Яромчук - Сегодник.
0.e4
1 ...e5
2.Nf3
Nf6
3.Nxe5
d6
4.Nf3
Nxe4
5.Nc3 Модный последние годы вариант, в котором белые получают богатую фигурную игру. Тем, кто играет черными русскую партию, посоветую покопаться и найти на www.chesspro.ru статью с партиями Гельфанда за черных. Из них понятно, что куда ставить.
Nxc3
6.dxc3
Be7
7.Bf4
Nc6
8.Qd2
Bg4
9.Nd4
O-O
10.h3
Bd7
11.O-O-O
Bf6
12.g4
Be5
13.Be3
f5? Черные усиливают свои фигуры, но и фигуры соперника тоже. Почему? Видно, черные забыли важное правило: надо стремиться, чтобы после каждого хода разница в активности наших фигур и фигур соперника изменялась в нашу пользу. Многие стремятся к тому, чтобы просто усилить свои фигуры, забывая подумать об усилении фигур соперника. Лучше 13...Ле8.
14.Nxf5
Bxf5
15.gxf5
Rxf5
16.Qd5
Kh8
17.Bd3? белые подставляются
Rh5? черные не замечают хода 17...Кb4! Почему? Видимо, потому, что после хода белых 17 Сd3 сразу стали думать, куда убежать, забыв об алгоритме выбора хода, а именно об определении мотивов. Сильнейший ход находился двумя путями: 1) вижу мотив - ладья f5 и белый ферзь на одной линии - между ними слон - он нам мешает - его надо убрать с темпом - ходу Cb2 мешает пешка - что с ней сделать - 5 пунктов - отвлечь - 17...Кb4! или так: 2) вижу мотив - ферзь и слон стоят под коневую вилку - смотрю этот ход - после 17...Кb4! 18 cb не останавливаюсь, а смотрю, есть ли что-нибудь дальше - нахожу Cb2.
18.f4
Qe8 (незащищенный слон е3)
19.Be2
Bxc3
20.Qxh5
Qxe3
21.Kb1
Qb6 (нам мешает пешка - мы ее связываем, хотя, возможно, это не сильнейшее)
22.Qb5
Bf6
23.Qxb6
axb6
24.c3
Kg8
25.Bc4
Kf8
26.h4?
Ra4 (незащищенные слон и пешка на 4-й)
27.b3
Ra5
28.Rd5
Bxc3
29.Rc1
Bb4
30.Rxa5
bxa5
31.Ba6
Nd8? Серией неточных ходов белые выпустили перевес, но этот ход - ошибка. То ли черные не подумали, как ответит соперник, то ли не нашли цепь рассуждений, как потери пешки избежать. Вот она: мы бы пошли Kd8, но нам мешают слон и ладья. Что сделать со слоном? (5 пунктов) - Ничего не проходит. Что сделать с ладьей? (5 пунктов) - Прогнать! 31...Са3!32 Лс4 (нет нормальных полей по линии с)Kd8 (теперь белая ладья перекрыла слона) 33 Ла4 Сb4 34 a3 ba 35 ab - это лучше, чем в партии.
32.Bd3
c6
33.Bxh7
Kf7
34.Kb2
Ne6
35.Bf5
Nxf4
36.Rf1 Куда уйти конем?
Nd5? Ошибка! Правильно 36...Ке6! 37 а3 (слон мешает стать ладье на е1 - его можно прогнать) Сс5 38 Сh3 Кре7 (король и конь на одной линии)39 Ле1 Сd4 40 Крс2 Се5. Черные не видели маневра слона на е5, т.е. не досчитали вариант.
37.Bc8
Ke7
38.Bxb7
Kd7
39.Rf7
Ke6
40.Rf3, и белые постепенно победили. Итак, в чем были главные ошибки Сегодника? 1) поверхностная оценка подрыва f5 - не сравнил, чьи фигуры больше усилятся - он это знал, но не сделал - отсутствие игровой дисциплины; 2) не определял мотивы на 17-м ходу - отсутствие игровой дисциплины; 3) не подумал, что нам мешает на 31-м ходу, или не нашел цепь рассуждений - отсутствие игровой дисциплины; 4) не досчитал вариант на 36-м ходу - лень, т.е. отсутствие игровой дисциплины. Выводы очевидны: черными эту партию Сегодник отыграл не как призер Европы, а как безвольный парень. В каждой партии, а особенно в партиях примерно равных по классу игроков, важно себя реализовывать на 100% или около того, т.е. показывать все, что можешь. Если постоянно отклоняться от плана выбора хода (такое чаще всего происходит из-за лени), наш процент самореализации снизится, и шансы на победу уменьшатся.
подведение итогов
0. Подведем итоги. Во-первых, в шахматах побеждают не те, у кого больше знаний. И не те, у кого больше силы воли. Побеждают те, у кого эти качества лучше скомбинированы, т.е. результат пропорционален показанным во время партии знаниям и проявленной во время партии силе воли. Если у вас не хватает знаний, вы можете компенсировать это игровой дисциплиной, т.е. мышлением по алгоритму, не обязательно по приведенному в этом уроке, главное, чтобы ваш алгоритм выбора хода давал результат. Даже если напротив вас сидит тот, кто сильнее, не забывайте, что он - живой человек с присущими человеку слабостями. А если во время партии наступит момент, когда вам станет лень мыслить по своему плану, вспомните, что кем быть - безвольным существом или ПОБЕДИТЕЛЕМ - каждый для себя выбирает сам. Успехов!
Комментарии
Удалить комментарий
Удалить цепочку ходов
Изменить текст хода
comment
Связь с сервером opencess.by потеряна. Проверьте подключение к интернету и обновите страницу.