Тренерская мастерская.

04 апреля 2014

Так порою сладки бывают минуты славы, что очень часто забываешь о своем тренере и только вспоминаешь о нем, когда приходится испить горькую чашу поражения, может быть, чтобы переложить часть вины на того, кто всегда находится рядом и призван помогать тебе. Побеждаешь ты сам, а вот проигрывает почти всегда тренер. Размышления о своем нелегком труде от одного из лучших тренеров нашей республики Мерибанова С. Э.  в эксклюзивном интервью Алены Артемовой.

Симеон Эдуардович, вы давно работаете тренером, и, наверное, за это время много замечательных шахматистов прошло через ваши руки?

- Знаете, хорошо, когда не тренер говорит о своих учениках, а ученики о тренере. Но если так поставлен вопрос, то хотел бы, прежде всего, назвать мг Сергея Азарова, мм Ирину Тетенькину. Кстати, в 2001 году они оба стали чемпионами Беларуси среди мужчин и женщин, соответственно. Не возьмусь сказать, что это единственный случай в нашей стране, но, что крайне редкий — точно. Далее мг Владислав Ковалев, мм Виталий Мерибанов, мс Мария Невеселая, Александр Кочеев, который никак не соберется оформить себе звание международного мастера, км Алексей Терзи и Андрей Минальд (не обижайтесь, если кого забыл). С прошлого года у меня занимаются кмc Мария Колядич, Анна Сташис и Михаил Никитенко. Надеюсь, за это время я не успел их «испортить». Маша стала 3-ей в чемпионате Беларуси среди женщин, что дает возможность присвоения звания мастера спорта, Аня заняла 2-е место в первенстве Беларуси среди девушек до 14 лет, ну, а Миша не только стал победителем в своей категории, но и здорово сыграл в чемпионате Беларуси среди мужчин и в турнире памяти Д. И. Бронштейна, где выполнил балл международного мастера. Из тех, кто уже оставил серьезные шахматы, но в свое время становились победителями и призерами первенств Беларуси в своих возрастных категориях, а кто-то даже входил в Олимпийскую сборную, хотелось бы отметить сестер Хомяковых, Глызина, Буланова, Ремнева, Погосяна, Смолича, Зеленко, Сурина, Шеремета (и тут простите, если кого не вспомнил). Хочу поблагодарить всех тренеров, которые передавали мне своих воспитанников на разной стадии их шахматного пути.

А вы сожалеете, когда ученики оставляют шахматы?

— Очень. На душе остается неприятный осадок, как будто в том и моя вина тоже. Копаюсь в себе, может, что-то не так объяснил, не удержал. А с другой стороны, неправильно было бы навязывать, ведь каждый имеет право на выбор. Возможно, он найдет себя в чем-то другом, не менее полезном и важном, в математике, например, или даже в бизнесе.

Вы согласитесь с утверждением В. Цешковского: «Чемпионами не рождаются, ими становятся»?

— Не знаю. На мой взгляд, особенным нужно родиться. С другой стороны, не все родившиеся с задатками чемпиона, ими становятся, в силу разных обстоятельств. Но без гениальности чемпионом мира не стать.

А легко ли разглядеть в ребенке будущего чемпиона?

— Это видно почти сразу.

После того как вы поняли, чтоКарлсена из ребенка не получится, вы говорите об этом родителям?

— Конечно, но, если только онипросят об этом. Особенно мне не нравится вопрос, который часто задают родители: «Стоит ли нам заниматься шахматами?». Я тогда отвечаю: «Что вы имеете в виду?Если с прицелом на чемпионство, то не стоит. Но в целом, шахматы еще никому невредили. Да, и в школе во многом помогут».

Бывают же случаи, когда родительские амбиции, что называется, «перехлестывают».

— И такое случается. Многие родители грешны этим, да и я не исключение. Родители-тренеры к своим детям более требовательны, чем к другим, и в этом, может, их ошибка.

Это как с учительскими детьми. Как я вас понимаю.

— Отношения родителей к своим детям-спортсменам часто сложно анализировать. Бывает, что ребенок играл отвратительно, но выиграл, а счастливая мамочка его обнимает и целует, или совсем наоборот, ребенок играл хорошо, но проиграл, а родители готовы его уничтожить. Родители чаще пекутся о результате. Иногда наблюдаешь такую картину. Проигравший ребенок плачет, недовольный тренер покритиковал в довольно жесткой форме, потом папа еще добавил. Ну, думаешь, сейчас хоть мама пожалеет. Не тут — то было. Еще и мама с обидой отворачивается! Ну какая тут детская психика выдержит? Надо свои родительские амбиции пытаться контролировать и после партии стараться вообще не говорить о шахматах. Только тренер может оценить, хорошо или плохо играл его подопечный, так как он отвечает за саму шахматную составляющую.

Вот мы и подошли к важному вопросу в учебно-тренировочном процессе. Как работать над сыгранной партией? Сразу ее анализировать и сколько времени уделять анализу? Что важнее: анализ успешной или неудачной партии?

— Я в своей работе не практикую немедленный анализ, особенно неудачных партий. Надо все-таки дать время остыть как ученику, так и самому тренеру, иначе анализ партии окажется больше эмоциональным, нежели объективным. Возможно, на следующий день мы посмотрим на сыгранную партию под другим углом, и поймем, что все было не так уж и плохо. Конечно, необходимо анализировать и выигранные, и проигранные партии, во-первых, потому что ошибки есть везде. Нельзя не учитывать и психологический аспект, ведь любому человеку приятно, когда его хвалят. Другое дело, что учеников много, и не все партии удается посмотреть, поэтому, чаще останавливаешься на проигранных, где ошибки наиболее заметны.

Исходя из моих личных наблюдений, могу сказать, что часть тренеров практически не используют компьютер при разборе партий, а некоторые не могут представить себе анализа без привлечения какой-нибудь мощной программы. Кто прав?

— Читал и слышал много разных мнений, но глубоко убежден, что анализировать партию надо за доской, а потом прибегать к компьютеру как к последней инстанции, особенно в тех случаях, когда позиция счетная. Всегда интересно и любопытно узнать, чем руководствовался подопечный, делая определенные ходы, разобраться в мотивах выбора того или иного хода, высказать свое видение позиции и если получится, то объяснить, почему так, а не иначе. Вообще, вопрос почему? — главенствующий при обучении. В шахматах все, как в жизни. Если ученик будет понимать, почему надо поступить так, а не иначе, сделать этот ход, а не другой, ему будет легче разобраться в следующий раз. Ведь программа показывает только ход и, далеко не всегда, «человеческий». Всякая программа должна быть помощником для грамотного шахматиста, и подменять свое мышление только машиной — в корне неверно. Проверять свои идеи на компьютере, а не черпать их из машины. Опять-таки же, это мое личное видение вопроса. Да, такой разбор займет больше времени, но он окажетсяи более эффективным.

Часто встречается в игре детей, да и не только детей, зевки, цейтнотные проблемы, «неудобные» соперники. Прокомментируете это?

— Зевок — почти всегда следствие не очень хорошей до этого игры. Ты его допустил неспроста. Можно сказать, ты к нему шел. В принципе, зевки имеют разную природу, главное, понять причину и постараться ее устранить. Что касается цейтнотов, то и они могут иметь как шахматную, так и чисто психологическую основу. Цейтноты могут возникать из-за неуверенности в себе, как следствие непонимания того или иного типа позиций, проблем, в дебютной стадии, недостатка знаний игры в окончаниях. Ну, а феномен «неудобного» соперника связан, скорее всего, с чисто психологическими проблемами.

Некоторые тренера пытаются переделать стиль ребенка. К примеру, он обладает острым тактическим зрением, а ему навязывают позиционную игру. Правильно ли это? Ведь шахматы — это модель жизни. Начнешь себя переделывать — ничего хорошего не выйдет.

— Справедливое замечание. Ломать легче, чем строить. Иногда ко мне переходит какой-либо ученик, и, бывает, мне что-то не нравится в его игре или дебютной подготовке. Я пытаюсь, насколько возможно, скорректировать игру, при этом стараюсь сделать это безболезненно. Исключения составляют случаи, когда игра противоречит всем шахматным законам и принципам. А, вообще, хороший шахматист должен уметь делать все: и смело атаковать, и гибко защищаться, уверенно себя чувствовать, как в миттельшпиле, так и в эндшпиле, независимо от своих предпочтений. Ведь и позиции в партиях встречаются разные. Видимо, чтобы хорошо играть, нужно учиться быть универсалом. У меня была ученица, которая жутко боялась менять ферзей. Готова была намеренно играть плохую позицию, но с ферзями. При этом частенько становилась победителем первенств Беларуси в различных категориях (но не более).

Часто оказывается, что через несколько ходов дети уже теряют позицию, т. е. назвать расположение фигур уже оказывается для них проблематичным. Как тренировать «видение» доски? Может игра вслепую принести результат?

— Если в меру, то полезно все, тем более, что такие тренировки повышают концентрацию внимания. Но нельзя ни в коем случае злоупотреблять, ведь игра вслепую требует сильного напряжения. Хотя, кому-то это дается легко. К примеру, Владимир Акопян в возрасте 14 лет без особого труда играл одновременно на 4-5 досках вслепую. Возможно, мог бы и больше, но я говорю только о том, что видел.

А сколько нужно заниматься, чтобы достичь успеха?

— Не думаю, что успех зависит напрямую от количества занятий. Как говорят, лучше меньше, да лучше. Продуктивность занятия намного важнее. На мой взгляд, посещение одних только тренировок недостаточно. Необходима ежедневная работа дома. Это приучает к ответственности и самостоятельности. Чем заниматься? Ежедневно решать комбинации и этюды, чтобы постоянно держать себя в тонусе, анализировать собственные партии, смотреть партии классиков, желательно с их собственными комментариями.

А я слышала, что классики постепенно устаревают, и лучше просматривать последние партии современников.

— Не совсем верно. Только изучив творчество классиков, можно понять игру современных шахматистов и, таким образом, вырасти в очень неплохого шахматиста, даже не обладая при этом всеми дебютными новинками. Невозможно открыть что-то новое, не изучив, как следует, того, что уже было открыто до тебя.

Вы, наверное, слышали о книге Джонатана Роусона «Семь смертных шахматных грехов». Какие бы вы назвали шахматные грехи, стоящие на пути к успеху?

— Неуверенность в себе. Только уверенный в себе человек может достичь успеха, как в жизни, так и в шахматах. Ну, и, наверное, лень отнесу к особо тяжким грехам.

Какие книги вы используете в своей практике на занятиях и которые вы могли бы порекомендовать своим коллегам?

— Я использую очень много материала Марка Дворецкого в группах от КМС и выше. Достаточно часто обращаюсь к таким трудам, как «Миттельшпиль» П. Романовского, «Как стать гроссмейстером» А. Котова, «Теория и практика шахматных окончаний» А. Панченко, «Стратегия эндшпиля» М. Шерешевского, программа подготовки шахматистов различных разрядов. Буквально всем рекомендую «Международный турнир гроссмейстеров» с комментариями Д. И. Бронштейна. Да книг хороших много, все и не назовешь. Уверен, мои коллеги и сами знают не хуже меня.

Что дает вам работа тренера? Благодарный ли это труд?

— В первую очередь, удовлетворение. Мне нравится то, что я делаю. На работу хожу с удовольствием.

А отрывает она вас от семьи?

— Случается. Особенно во время турниров, когда на работе приходится находиться почти весь день. А когда приходишь домой, садишься за компьютер, и на экране вновь появляются шахматы, то вряд-ли это может понравиться любой жене. Но все же это неплохо, что в шахматах, в основном, так работают все тренеры.

Спасибо, Симеон Эдуардович, что нашли в своем напряженном графике свободные минуты, чтобы поделиться секретами своего тренерского мастерства. Мы желаем вам успехов на вашем поприще и благодарных учеников.