Шахматный путеводитель от Сергея Каспарова. Ангола.
«Мой папа — професор-африкановЭд.
Правда, в Африке никогда не был
В институте студентам говорит
одно, потом приходит домой
и смеётся над тем, что рассказывал »
х.ф.»Интердевочка»
Здравствуйте, дорогие читатели!
Сомнительными кажутся знатоки, которые, не покидая Губернска, знают всё на Свете (включая шахматы) и с важным видом, вешают лапшу на уши доверчивым собеседникам.
Посему, мой девиз: «я знаю, что ничего не знаю», и пытаюсь увидеть Мир собственными глазами.
Сегодня попытаюсь совместить приятное с полезным. Предостеречь профессионалов от нечистоплотности организаторов, а любителей позабавить рассказом об экзотической стране.
Напоминаю, что ныне шахматные турниры проводятся даже в самых неожиданных местах планеты. Так вот, пользуясь некоторыми связями, удалось получить приглашение в Анголу.
Просмотрев несколько документальных фильмов о гражданской войне в этой стране, решил, что риск хоть и имеется, но в пределах допустимого.
Сделал в Минске прививку против жёлтой лихорадки (на 10 лет сразу), заказал авиабилеты Варшава-Луанда-Рига. Оставалось лишь убедить девочку на чек-ин запустить меня в самолёт, ибо отсутствие визы в паспорте (она обещана уже на месте) могло стать препятствием. Собрав весь скудный польско-французский арсенал слов и личное обаяние, я сумел прорваться.
«Эйр-Франс» приземлился в аэропорту Луанды. Всего с часок заняло оформление заранее заготовленной визы. Это ж «детская игра в крысу», ведь в 2011-м гроссмейстеру под 2700 довелось прождать порядка 6 часов (про него организаторы забыли).
Полный оптимизма автор проследовал в зал встречи, «
да и тут не лучше, малец».
Реальные неприятности только начались. К тому моменту в пути ваш покорный слуга находился более суток, чем был изрядно утомлён.
К чрезвычайному неудовольствию и растерянности путешественника его никто не встречал (естественно, сто раз предупреждал о времени прибытия).
В голове роились мысли: «почему не полетел ещё на день раньше с компанией «нормальных»шахматистов «Люфтганзой»?!
Друзья, представьте: Вы один(-на) на «другой стороне Луны», вокруг люди, мягко говоря, совсем иные внешне.
Почти все лопочут лишь на португальском, причём слабая надежда на использование «однокоренного» испанского, увы, напрасна. Португальские же познания автора совершенно на уровне приматов и ограничиваются словами, типа: «обригаду», «бом диа», «боа тардэ» и прочей ерундой.
К счастью, всё же, нашёлся, скажем так, европейского вида парень, который помог связаться по телефону с организатором (~ 6 утра).
Спустя ещё 1,5 часа прибыл некий «шкет» в кепке. Увы, он совсем не торопился увозить страдальца в отель. Конечно, выгоднее одновременно забрать всех, кто прилетает в первую половину дня.
Часа два мы бродили по залам аэропорта, выискивая бразильского гроссмейстера Фиера. Я был полезен для «опознания», ведь африканец никого не представлял в лицо.
На всякий случай, посмотрите, как выглядит латиноамериканский шахматист (пьёт из банки), вдруг в поездке пригодится. Ведь бывшие португальские колонии (Мозамбик,Бразилия, Ангола), видимо, в первую очередь приглашаются сюда.
Каково же было изумление, когда позже выяснилось, что Фиер должен прибыть на завтра.
Наконец, какая-то машина повезла нас, водитель — молодая тётенька, «шкет» спрашивает: «Сергей, нравится ли тебе водитель?» Представьте, настолько я был утомлён, что даже не оценил её внешности
Жили и играли не в самой столице, а в большом, похожем на пионерский, лагере.
Объективности ради, он значительно приятнее, нежели аналогичные советские заведения. Бассейнчики, хорошее (на мой скромный вкус) питание, официанты в белоснежных рубашках с бабочками, аки в ресторане, бар
Массовку разместили в большом здании, а иностранцам дали по домику с разными названиями местных зверушек.
Лагерь был обнесён высокой стеной и охранялся от внешнего мира. Люди с короткими автоматами периодически совершали обход территории по вечерам.
Отношение к гостям в целом доброжелательное, однако накладок хватало. Как-то, например, напрасно прождали несколько часов экскурсию, страна фактически так и осталась «терра инкогнита». Блиц-турнир начался с большой задержкой, так как был заперт инвентарь.
Причём, арбитр-то весьма приятный дяденька из ЮАР, но местные организаторы это что-то
Зал для игры достаточно приятен. Временные проблемы возникали, когда отключали воду или электричество (кондиционеры)
Женский турнир тоже имел место
Для профессионального географа довольно интересно, посмотрите какие шипы.
На пальме
Макс Длуги делится опытом
Последняя нервотрёпка случилась при отъезде. Много раз договорился о времени транспортировки в аэропорт (от греха, с больши-и-им запасом времени). Кстати, если что-то делать за собственные деньги, нужно учесть, что Луанда, на минуточку, один из самых дорогих городов Планеты!
Лишь с трудом удалось склонить организаторов к выполнению сей функции.
Последнее препятствие на «полосе». На входе в аэропорт какие-то чЕлы в форме (!) спрашивают авиакомпанию, рейс, прежде чем впустить туда. Пытаются взять в свои цепкие ручонки билет и паспорт, но подобные документы у автора хватает ума оставить при себе. В глубине аэропорта выясняется, что это банальное вымогательство денег за, типа, помощь (провод к стойке регистрации).
Уффф, на борту европейского лайнера чувствую облегчение.
Спустя месяцы неприятные воспоминания стираются, можно сделать кое-какую корректировку (лететь вместе с другими) и, почему бы опять не попробовать?
2-я серия (тут-то посмешнее будет и без фотографийL )
Главное НЕ покупать авиабилеты САМОМУ, ведь ангольцы легко переносят даты, либо вообще отменят состязание!
Снова всё крайне неспешно. За неделю до начала состязания мы всё ещё не имеем билетов. Впрочем, некто господин Tito Martins уверяет, что «всё под контролем», мол, завтра, завтра
Пикантность ситуации создаёт необходимость сделать прививку от жёлтой лихорадки (иначе могут не пустить в страну). Гроссмейстерам, живущим в провинции приходится посетить для этого столицу (скажем, Россия не самое мелкое государство).
До вылета остался один день, а кроме обещаний — ничего. Началась суматоха в эфире (е-майлы понеслись один за другим из Африки, России, Украины ). Все в подвешенном состоянии. Чемоданы собраны, куплены билеты на поезда в Москву, Минск, Вильнюс. В лучшей ситуации, как обычно, столичные шахматисты. Им нужно лишь подъехать в аэропорт.
Моё положение усугублялось обязательством лететь на о.Мальорка с подопечным, т. е.турниры стыковались, но едва-едва, чтобы хватило времени смыть африканскую пыль.
Господин Мартинс, наконец, рассылает билеты (заранее сто раз согласованы маршруты, даже была резервация, но пропала, т.к. не оплачена). О Боже, что это? Если бы не грустно — назвал бы цирком.
Россиянам прислали на улетевший самолёт! Мне — вылет из Киева, возврат туда же, на день позже, чем договаривались.
Дааа уж. Подобного бреда трудно было представить.
Вопли, вроде: «господин Мартинс, я живу в ДРУГОЙ стране!» были услышаны.
Анголец рекомендовал купить мне САМОМУ то, что нужно, а они, мол, оплатят в Луанде при встрече.
Вспомнилось выражение Лии Ахеджаковой в кинофильме «Гараж»: « я не так глупа, чтобы в обществе столь порядочных людей »
Видя, что цены стали порядка 6.000$ за билет, понял, что Экватор ныне пересечь не удастся.
Предложения к организаторам компенсировать некоторые морально-материальные потери уже полностью игнорировались ангольцами. Несколько постсоветских (а может и иных) шахматистов им были уже не нужны.
Друзья, прежде чем контактировать с этой федерацией, вспомните сие унылое повествование. Вполне могут и «кинуть».
Бывало там и такое, что паспорт россиянина оставили в аэропорту, а самого забрали играть турнир, мол, «Don’t worry,be happy!”
Так перед возвращением русский этот уже морально настраивался едва ли не повеситься, ведь могли арестовать за нелегальное нахождение в стране.
Фактически поездка в стиле:
— Не понимаю, как он не боится один на болоте?!
— Боится, очень боится, но что ему делать?
«Собака Баскервилей»
Если уж вознамеритесь ехать туда, то приготовьтесь ко множеству неприятных сюрпризов. Но, если вернётесь целым, то будет что вспомнить.
«Это одному умирать страшно.
Всем вместе — пустяки,
даже пошутить можно!»
(х.ф. «17 мгновений весны»)