0. 1-й случай: Абсолютное владение 7-й горизонталью и проходная пешка. Под абсолютным владением 7-й горизонталью мы понимаем случай, когда владение этой линией отрезает неприятельского короля (например, Ла7 – Kpf8, п.f6). Абсолютное владение 7-й горизонталью в сочетании с далеко продвинутыми проходными пешками ведёт, как правило, к выигрышу.
1.Rc7
Kg8
2.Rc8 +- Если бы в позиции на диаграмме чёрный король стоял на «g6», то позиция носила бы ничейный характер.
Позиция №2
Абсолютное владение 7-й горизонталью
0. В позиции на диаграмме метод выигрыша аналогичен методу выигрыша в предыдущей позиции. Различие лишь в том, что белая пешка находится на одну клетку дальше от поля превращения. Но это не спасает чёрных.
1.b7
Kg8
2.Rc7
Kf8
3.Rc8
Ke8
4.Rxd8
Kxd8
5.b8Q +-
Позиция №3
Переход в выигранное окончание
0. В этой позиции игру решает переход в выигранное ладейное окончание.
1.Qxh3
Rh6
2.Qxh6
gxh6
3.b6! c дальнейшим 4. b7 и 5. Ла8, что выигрывает партию.
Позиция №4
Эм. Ласкер - Тарраш
0. Эммануил Ласкер в примечаниях к своей партии с Таррашем указывает выигрыш для чёрных после ...
1 ...Ra2
2.Kg1
a5
3.Rxg7
a4
4.Rg6
a3
5.Rxf6
Rb2 -+
Позиция №5
Эм.Ласкер - Тарраш
0. Ещё раз разберём окончание из партии Эм.Ласкер - Тарраш. Эта позиция возникла после 1. ...Ла2+. И здесь интересна была попытка нейтрализовать слабость 2-й горизонтали посредством ...
1.Ke1
a5
2.Kd1
a4
3.Kc1
a3
4.Kb1 (А. Нимцович). Но после
Rg2
5.Rxg7
f5! у белых всё ещё трудно защитимая позиция. Вот примерный вариант.
6.Rg6
Kxd4
7.Rxh6
Rxg3
8.Rh8
Rg7
9.h6
Re7
10.h7
Ke4 с хорошими шансами на победу у чёрных.
Позиция №6
Вечный шах
0. 2-й случай: сдвоенные ладьи дают вечный шах. Отчаянное положение белого короля вынуждает белых искать ничью посредством вечного шаха.
1.Re7
Kf8
2.Rf7
Kg8
3.Rg7
Kh8
4.Rh7
Kg8
5.Rg7! ! и так далее. Ошибочно было 1. Лde7? из-за 1. …Kpd8 2. Лd7 Kpc8 3. Лc7 Kpb8 и шахи закончились, а вместе с ними и шансы сыграть партию вничью. Отсюда вывод: ладья «d7» является стражем чёрного короля и не следует освобождать её от этой работы.
Позиция №7
Ладья и конь
0. 3-й случай: вечный шах с помощью ничейного аппарата ладья + конь. Так как попытка сделать ничью путём 1. Kh7? Kpe8 2. Kf6 Kpd8 3. Лd7 Kpc8 ни к чему не приводит, приходим к выводу, что надо отрезать путь к отступлению черному королю через поле «d8».
1.Rd7!
d1Q
2.Nh7
Ke8
3.Nf6
Kf8
4.Nh7
Kg8
5.Nf6
Kf8 = Совсем плохо за чёрных 5. …Kph8?? из-за 6. Лh7# И так бывает!
Позиция №8
Материальный выигрыш
0. 4-й случай: Материальный выигрыш на 7-й горизонтали. Он заключается в том, что короля выгоняют из угла, после чего достигается материальный выигрыш. Рассмотрим это на примере.
1.Rh7
Kg8
2.Rg7
Kf8
3.Rf7
Kg8
4.Rxf1 +- Необходимой предпосылкой является то, что ладья на «h7» защищена после хода «Kpg8». Надо обратить внимание на то, что белые ладьи выгоняют чёрного короля из угла до линии «f» (или «c»).
Позиция №9
Обход с угла
0. 5-й случай: комбинированная игра на 7-й и 8-й горизонталях (обход с угла). В данной позиции белые хотят занять 8-ю горизонталь, но прямо это сделать нельзя, так как мешает чёрный ферзь. Однако они выгоняют чёрного короля из угла и попадают на 8-ю горизонталь обходным маневром.
1.Rh7
Kg8
2.Rg7
Kf8
3.Rh8
Kxg7
4.Rxb8 +-
Позиция №10
Основная позиция
0. Рассмотрим позицию, которую в дальнейшем будем называть основной. Две ладьи стоят наготове для обхода, но чёрный король готов для отпора: его контакт с ладьёй «g7» защищает от мата. Поэтому белые должны стремиться этот контакт нарушить, а чёрные сохранить. Белые могут испробовать три маневра: 1. Немедленный материальный выигрыш; 2. Достижение мата посредством нарушения контакта между ладьёй и королём; 3. Выигрыш темпа (для последующего материального выигрыша). Рассмотрим это на примерах.
Позиция №11
Разорвать контакт
0.
1.Bb4
Ke8
2.Rh8# В данной позиции именно слон помог разорвать контакт чёрного короля с ладьёй «g7».
Позиция №12
Разорвать контакт
0.
1.e7
Ke8
2.Rh8
Kd7
3.e8Q +- А в этой позиции с ролью разлучника короля с ладьёй справилась пешка «е».
Позиция №13
Ищем защитника
0. Белые занимают основную позицию.
1.Rh7
Kg8
2.Rg7
Kf8. Затем нужно найти защитника ладьи «g7», чтобы поставить мат ладьёй на «h8».
3.f6!
b1Q
4.Rh8#
Позиция №14
Атакуй смелее!
0. Как и в предыдущем примере, белые занимают основную позицию.
1.Rh7
Kg8
2.Rg7
Kf8. Затем подключают оставшуюся свою фигуру (коня) к атаке на короля, используя все тактические возможности позиции.
3.Ng5
d4 Если 3. ...fg, то 4.f6! и нет защиты от мата на "h8".
4.Ne6
Bxe6
5.fxe6
d3
6.e7
Ke8
7.Rh8
Kd7
8.e8Q +-
Позиция №15
Игра на мат
0. Рассмотрим позицию, где белые будут использовать метод выигрыша темпа. Позиция чёрных кажется грозной, но две белые ладьи творят чудеса на 7-й горизонтали. Составим план выигрыша: 1. Занять основную позицию; 2. С помощью выигрыша темпа достигнуть материального выигрыша.
1.Rh7
Kg8
2.Rg7
Kf8
3.Rxd7! Грозит мат на «h8», поэтому чёрные вынуждены потратить время (темп) на защиту.
Kg8 Если 3. …Kpe8, то 4. Лc7 Kpd8 6. Лb7 Kpc8 7. Лa7 + -
4.Rg7!
Kf8
5.Rxc7
Kg8
6.Rg7!
Kf8
7.Rxb7
Kg8
8.Rg7!
Kf8
9.Rxa7 +-
Позиция №16
Нимцович - Бернштейн
0. В партии Нимцович – Бернштейн чёрные сыграли Лf8 c идеей сыграть f6 и уменьшить количество материала на доске.
1.Rxb4
f6
2.Bc5
Rc8
3.exf6!!
Rxc5
4.f7
Rc8
5.Rb7. Используя знания 1-го случая белые легко доводят партию до победы.
Bd3
6.Re7 c идеей сыграть 8. Ле8 +-
Bb5
7.Kf4
Rh8
8.h7
Ba4
9.Ke5
Bb5
10.Kf6
e5
11.Kg7 +-
Комментарии
Удалить комментарий
Удалить цепочку ходов
Изменить текст хода
comment
Связь с сервером opencess.by потеряна. Проверьте подключение к интернету и обновите страницу.