Тренерская мастерская.
В этой рубрике, предназначенной для «мальчишек и девчонок, а также их родителей», делятся своими размышлениями лучшие тренера республики Беларусь. Предлагаем вашему вниманию беседу о детских шахматах с тренером РЦОП Судниковым Л. Н.
На жизненном пути всегда встречаются люди, чье знакомство и дружбу ты ценишь и к чьему мудрому совету прибегаешь в минуты душевной слабости и сомнений. Судникова Леонида Николаевича знают все не только потому, что он один из самых квалифицированных и опытных тренеров. Достаточно понаблюдать за его проницательным взглядом и манерой спокойно и рассудительно говорить, услышать мягкий и вкрадчивый голос, и ты понимаешь, что перед тобой человек, знающий цену себе и другим. Он никого не отталкивает, не старается осудить, пытается понять и выслушать, ничего не навязывая взамен. И кажется очень трогательной его привычка, улыбаясь, приговаривать всякий раз «замечательно».
Леонид Николаевич, сколько лет вы уже трудитесь на тренерской стезе?
1978 год — начало моей тренерской деятельности. Так что уже 36 лет.
Я слышала, что Вы получали тренерское образование в Москве.
Совершенно верно. В 1986 году меня направили в Высшую школу тренеров в Москве.
Вы всегда очень тепло отзываетесь о своих воспитанниках. Кого вы вспомнили сейчас?
Не могу не вспомнить Сережу Азарова, Владика Ковалева, Валеру Казаковского и совсем еще юного, но подающего надежды Ванечку Рунца и многих других.
Давайте поговорим о детских шахматах. В каком возрасте лучше начинать занятия шахматами?
Лучше в 6-7 лет, не раньше. Дети младше не обладают ни должным вниманием, ни работоспособностью, ни дисциплинированностью.
А детские шахматы очень отличаются от взрослых?
Для детей шахматы — прежде всего игра, и приходят они в шахматы играть, а потом уже знакомиться с теорией игры, шахматной литературой. Шахматы ради игры. Очень сильно очарование и притяжение самой игры. Еще не столкнувшись с трудностями, не набив шишек, не испытав горечь поражения, им интересно каждый день узнавать что-то новое.
Многие дети очень упорно тренируются и играют в серьезных турнирах, таких потрясающих успехов добиваются в шахматах. Некоторые под стол пешком ходят, а уже международные мастера или того круче, гроссмейстеры. Можно уже их назвать не любителями, а профессионалами?
Я бы не спешил. Дело в том, что профессионал — это тот, для кого шахматы стали профессией. Шахматы — их жизнь, смысл существования и основной заработок. А для ребенка все же — это хобби, поскольку неизвестно еще, куда уведут его шахматы. Пока ребенок не определился, трудно судить, чем станут для него шахматы в жизни.
В каких турнирах желательно играть ребенку, чтобы повысить свое мастерство?
Желательно в турнирах своего возраста, чтобы не потерять вкус и аппетит к игре. Неправы те, кто считает, что только со взрослыми полезно играть. Ребенку важнее выигрывать у равных, чем проигрывать сильным.
Я часто бываю с сыном на турнирах и наблюдаю, как родители приводят на турнир совсем крох, едва запомнивших, как фигуры ходят. Правильно это?
Да, в последнее время все чаще стали привлекать 5-6 летних детей к участию в турнирах. Детей, можно сказать, отрывают от семьи. Они начинают слишком рано сталкиваться с какими-то проблемами. Травмируется психика, слезы, появляется неуверенность в своих силах. Лет до 10 целесообразнее все же играть в своем регионе. Словом, резкое омоложение — не есть здоровая тенденция. Но, если уж так случилось, что по какой-то причине ваш малыш участвует в серьезном турнире, то, по крайней мере, постарайтесь минимизировать неприятные впечатления и меньше акцентируйте внимание на результате и очках. Всему свое время.
Сейчас очень модна практика — турниры нон-стоп. Некоторые не успевают даже партии свои проанализировать. А сколько турниров в год вы назовете идеальным количеством?
Ботвинник советовал 6-8 турниров, а потом перерыв для их осмысления. Рекомендации классиков не устарели и сегодня. Как правило, больше играешь — меньше тренируешься. Но теорию все же нужно изучать и повторять тоже. Одна практика бесполезна. Необходимо еще время и для «переваривания» своих ошибок, «штопки» дебютных вариантов, для психологической подготовки. Тренерам крайне осторожно надо подходить к выбору турниров. Отдавать все же предпочтение командным турнирам для более гармоничного развития личности. Кстати, на заметку родителям, как индивидуальный в основном вид спорта, шахматы воспитывают и негативные качества личности: чрезмерный индивидуализм, эгоизм и эгоцентричность. А вот командная игра объединяет людей, нивелируя все эти недостатки. Ведь, согласитесь, приятно, когда не только тебе нужен твой результат, а еще кому-то. И ты тоже радуешься чужой победе, как своей.
Что посоветуете ребенку, который попал в худшее положение за доской?
Попав в худшее положение, важно не терять самообладание. В таких случаях очень важна объективная оценка позиции. Необходимо успокоиться и понять, что позиция плоха, но еще не все потеряно. Нужно отказаться от призрачных притязаний на победу, иначе это еще больше усугубит и без того плохое положение. В процессе подготовки надо обращать внимание на защиту в трудных позициях. Нужно опираться на теоретические знания, которые обязательно помогут найти в позиции ничейные контуры. А для этого надо учить базовые эндшпильные позиции.
Так все-таки эндшпиль надо изучать? Сейчас такое огромное значение придается дебютам. Если «попадешь» в дебюте, то до эндшпиля уже «не доживешь».
Эндшпили надо изучать еще больше, чем раньше. Сейчас же нет откладывания для доигрывания, поэтому приходится ребенку за доской решать конкретные задачи в эндшпиле. Большая часть партий заканчивается эндшпилем. Эмануил Ласкер говорил: «Практическому эндшпилю принадлежит будущее!»
Сейчас часто встречается выражение «играет в правильные шахматы». Это на d4 — d5, на e4 — e5?
Ну, в общем, верно. Это «классические» шахматы. Классический репертуар, где проложены, как говорят, столбовые дорожки, иным словом, разыгрывание, исходя из особенностей известных позиций. Меньше авантюризма и боковых вариантов.
Но это же очень скучно, когда все известно. Слышала, что в последнее время приветствуется нетривиальный, даже где-то «шпилерский» подход к решению дебютных проблем, даже на очень высоком уровне. По крайней мере, это освежает игру и делает ее непресной.
Да, но и много риска в такой игре. Куда надежнее «классический» подход. Сначала все-таки нужно научить ребенка играть в «правильные шахматы».
Насколько важна в шахматах физическая подготовка?
Очень важна. Давно устарел стереотип шахматиста-очкарика с абсолютно неспортивным телосложением. Поглядите на нынешних шахматистов Кирилла Ступака, Влада Ковалева и других: стройные, спортивные, прямо-таки излучают здоровье. С увеличением шахматной нагрузки слабая физическая подготовка может стать серьезным препятствием на пути к успехам. Шахматиста я бы порекомендовал плавать и играть в футбол, а зимой еще и ходить на лыжах.
Есть ли принципиальная разница в игре мальчиков и девочек?
Мальчики, как правило, играют более агрессивно, изобретательно, лучше атакуют, лучше развиты счетные способности. Девочки более усидчивы, спокойны и психологически более устойчивые. Разница ощущается наиболее ярко уже лет с 12-14. В первую очередь это связанно с физиологией и устремлениями в жизни.
Ну, и наконец, поговорим об этике. Бывая на турнирах, иногда наблюдаешь, мягко говоря, некорректное отношение некоторых тренеров к своим воспитанникам. Особенно после поражения ребенка недовольный тренер, пользуясь своим положением и авторитетом взрослого человека, может позволить себе крайне негативные реплики в адрес ученика.
С моей точки зрения, это люди, далекие от педагогики. Можно быть очень сильным шахматистом, но совершенно никудышным педагогом и тренером. Во-первых, это оскорбление личности будущего гражданина. Состоится ли этот ребенок как шахматист, бог знает, а вот чтобы он стал достойным гражданином и гармоничной личностью — это наш долг как тренеров и педагогов. Понятно, что тренеру хочется видеть своего ученика успешным, но он человек, хотя и маленький, и имеет право на ошибки. А вот родителям хотелось бы посоветовать, чтобы присмотрелись и понаблюдали за тренером, насколько он выдержан и корректен по отношению не только к их чаду, но и к другим его воспитанникам.
Спасибо, Леонид Николаевич, за содержательную беседу. Надеюсь, что родители, дети, а, возможно, и ваши коллеги, почерпнут для себя что-то ценное. Дальнейших Вам тренерских успехов!
Беседовала Елена Артемова