Коня на скаку остановит...

Любое сравнение — необъективно, отдает вкусовщиной и даже замешанное на цифрах и неких фактах все равно остается лишь предположением, но никак не аксиомой. А потому нет смысла сравнивать лучшую шахматистку Беларуси XXI века Анастасию Зезюлькину с ее знаменитыми предшественницами (Галиной Арчаковой, Кирой Зворыкиной etc.) и судить-рядить, кто заслуженнее и более достоин звания шахматной королевы. Каждый по-своему хорош, силен и очарователен, но современные белорусские женские шахматы сегодня — это Зезюлькина и остальные. Как ни крути...


В 14 лет Настя в первый раз стала чемпионкой страны (всего таких званий на ее счету пока шесть), в 17 выполнила гроссмейстерскую норму, неоднократно становилась лучшей и занимала призовые места на первенствах мира и Европы в своих возрастных группах. Правда, последние полтора года шахматная жизнь проходит без активного участия Зезюлькиной. Причина более чем уважительная — совсем недавно Анастасия стала мамой, родив очаровательную дочь. В игру гроссмейстер планировала вернуться в конце апреля, выступив в чемпионате страны. Однако шах, который поставил всему миру выпрыгнувший чертиком из табакерки коронавирус, спутал карты. Возвращение пришлось отложить. Но не это интервью. В целях безопасности оно было записано слегка необычным способом — в эпистолярно-шахматном жанре, если можно так сказать. Я играл белыми — ходил вопросами, Анастасия действовала черными — присылала ответы по электронной почте.

— Как говорится, нет худа без добра: самоизоляция — прекрасная возможность еще больше внимания и времени уделить шахматам и своему совершенству. Согласна?

— Абсолютно! С одной поправкой: декретный отпуск и так является своего рода самоизоляцией. Поэтому у меня особо ничего не изменилось.

— Кстати, твой приоритет для тренировок — это монитор или все-таки шахматная доска?

— Скорее монитор в комплекте с шахматной доской. В наше время без компьютера никуда, но все же предпочитаю анализировать позиции классически. И именно «за доской», а не «на доске»», так как считаю основные варианты в уме, в движении лишь проверяю расчет. А вот использовать только монитор для тренировки не люблю, все-таки деревянные фигуры более живые, родные, что ли.

— Скажи, а что думаешь по поводу коронавируса и всей сложившейся ситуации? На твой взгляд, что это за болезнь, откуда она взялась и чем все это закончится?

— Не хотелось бы обсуждать данную тему, она и так повсюду. Давайте отнесемся к этой проблеме, как к Волан де Морту из «Гарри Поттера», — не будем называть его имя. Но при этом останемся уверены, что рано или поздно победим.

— Сейчас, когда почти весь мир спорта поставлен на паузу, внимание многих приковано к интернет-турниру по шахматам Magnus Carlsen Invitational. Следишь? Как тебе такой формат?

— Честно говоря, всегда воспринимала шахматы онлайн как развлечение, не более. Сейчас же это направление стараются сделать более профессионально-спортивным. Ра­зум­ная стратегия, однако испытывающая определенные трудности, особенно на первых порах. Это связано с технической частью, вопросами читерства и так далее. За турниром не слежу, но пусть вопреки всем трудностям победит сильнейший.

— За время беременности и после рождения ребенка были у тебя периоды, когда о шахматах ты не думала вообще?

— Практически не было, потому что, помимо самосовершенствования, меня всегда интересовала тренерская работа. В декрете я все равно находила время для подготовки юных спортсменов или просто консультировала их. Также, будучи занята другими вопросами, интересовалась делами «Академии шахмат», где преподают мои родители — Елена Александровна и Алексей Тимофеевич Зезюлькины. За это время в копилках наших учеников прибавились награды различного уровня, в том числе золото первенства мира.

— Значит, все по стандарту «Алисы в Стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Не отстала и ничего не упустила?

— Мое понимание шахмат не изменилось, а вот дебюты приходится дорабатывать — эта сторона шахмат никогда не стоит на месте. Что касается расчета вариантов, то тут всегда нужно держать себя в тонусе, чтобы оставаться на плаву.


— Кто был твоим спарринг-партнером и тренером во время декретной паузы?

— Мне помогали и помогают Вячеслав Иосифович Дыдышко и Андрей Васильевич Ковалев. И, конечно же, дочь Ксюша: стоит расставить шахматы — она тут как тут. А с недавних пор и сама требует достать ей доску и фигуры, чтобы находить оптимальные расстановки.

— К чемпионату Беларуси, который планировал стартовать 28 апреля и на котором ты должна была вернуться в «большие шахматы», специально не готовилась?

— Ничего особенного, подвигов не делала. Сложно их совершать, будучи с ребенком в режиме 24/7. Хотя, надо отдать должное, близкие всегда готовы помочь и освободить часок-другой для занятий. Тут важно научиться многозадачности, все совмещать. Я пока, признаться, еще недостаточно владею этими навыками. Как говорится, не волшебник, а только учусь.

— Как считаешь, достойные соперницы и конкуренты подросли? Ольга Баделько, например. Она — крутая шахматистка?

— Девочки, несомненно, усилились. А то ли еще будет! На горизонте Всемирная шахматная олимпиада в Минске, которая пройдет в 2022 году. А это — значительный стимул для белорусских спортсменов. Помню, и меня в свое время олимпиада сподвигла на шахматные подвиги. Руслана Ивановна Мочалова подарила мне значок олимпиады в Ханты-Мансийске, я тогда и подумать не могла, что выступлю на этих соревнованиях! Но мечтам суждено сбываться, главное — очень-очень захотеть.

— В одном из интервью ты говорила: «Мне было пять лет, когда я научилась играть в шахматы. Мы сидели с дедушкой на даче, и он мне рассказывал историю игры, объяснял, как ходят фигуры. Вообще, увлечение шахматами передается в нашей семье по наследству. Еще мой прадед играл. А бабушка обучила папу и дядю, который уже давно стал гроссмейстером в Польше и занимается там организацией соревнований. У нас даже есть традиция устраивать домашние турниры, на которые приглашаем всю семью и друзей». Все так и было? Кстати, устраиваете ли вы семейные турниры сейчас?

— Да, все верно. Но время домашних турниров давно прошло. Сейчас у каждого свои заботы. С мужем можем иногда сыграть, но последнее время такие поединки все чаще заканчиваются «китайской ничьей» (это когда одним движением руки фигуры сметаются с доски и нет ни выигравших, ни проигравших) или сменой правил. Дело в том, что Ксюша не может пройти мимо такого увлекательного занятия, как шахматы.

— Материнство — особое состояние. Оно тебя изменило?


— Вероятно, да. Однако мне сложно самой оценить эти произошедшие изменения. Обычно лучше видно со стороны.

— Что для тебя в шахматах самое сложное?

— Найти мотивацию для самостоятельных занятий и верить в свои силы независимо от обстоятельств.


— А самое увлекательное?

— Нравится красота шахматной партии, гармония. Сравниваю блестяще разыгранные фрагменты с произведениями изобразительного искусства. Могу оценивать позицию или отдельные ходы по получающейся картинке: нравится или не нравится. Своего рода интуиция, основанная на опыте.

— С кем из шахматисток всех времен ты мечтала бы сыграть партию и почему?

— Возможно, с Александрой Костенюк. Мы много раз играли в одних турнирах, но ни разу не встретились за шахматной доской. На моей первой олимпиаде в Ханты-Мансийске я попросила с ней сфотографироваться. А еще я учу малышей по ее книжке «Шахматные прописи для самых умных ребят».

— А с кем из шахматистов?

— С Магнусом Карлсеном, даже сомнений нет. Вот только стоит еще потренироваться, чтобы поединок оказался действительно интересным.

— Самая долгая партия, которую тебе приходилось играть?

— Были партии часов по 6. Но когда и с кем — не помню.

— А самая быстрая победа?

— Наверняка детский мат. Все с этого начинали.

— Какая любимая фигура и почему?

— Конь. Он легко преодолевает препятствия.

— Какой вид спорта, кроме шахмат, тебе импонирует?

— Играть люблю в бильярд и настольный теннис, а смотреть спорт по телевизору не очень нравится. Однако это не распространяется на спортивные фильмы. Вот их как раз очень люблю. Мотивируют и просто близки по духу.

— Кем из белорусских спортсменов и спорт­сменок восхищаешься?

— Дарьей Домрачевой и другими олимпийскими чемпионами. Даже не представляю, сколько усилий нужно приложить, чтобы достичь подобных результатов.

— Как ты отдыхаешь от шахмат? Есть другие увлечения? Ну не знаю — вязание крючком, вождение авто или разгадывание кроссвордов…

— Люблю послушать музыку, конкретную под настроение или радио для фона. Потанцевать, когда никто не видит. Посмотреть хорошую комедию или боевик. Погулять на природе. Люблю ездить за рулем, особенно по пустым трассам, по дороге на дачу и обратно. А вот в кроссвордах я не особо сильна, скорее — судоку. Мы даже как-то с Сергеем Жигалко на скорость решали, так сказать, разминка перед турниром. Еще рисовать всегда нравилось, вот только профессиональных навыков не хватает.

— Какую последнюю книгу прочитала? Не шахматную.

— Александр Дюма «Две Дианы». А так читаю психологическую литературу, урывками.

— Твой папа 10 лет назад в интервью нашей газете говорил: «Все-таки я считаю, что главное, чтобы Настя счастливо вышла замуж и родила нам хороших внуков. Захочет продолжать играть или стать тренером — пожалуйста, но если нет, то я настаивать не стану. Конечно, семейная традиция все-таки дает о себе знать. Мы с Настиной мамой Еленой Александровной познакомились именно в шахматной школе, когда нам было всего по восемь лет». Выходит, его мечта осуществилась?

— Не помню, чтобы он такое говорил, но выходит, что так. Я сама всегда мечтала в первую очередь о семье и детях, а карьера стояла далеко не на первом месте.

— А как ты познакомилась со своим мужем?

— В библиотеке! Именно там собирались любители английского языка, чтобы подискутировать, поиграть и пообщаться. Оказалось, что у нас много общего. Он ведь и в шахматы хорошо играет, как минимум на первый разряд.

— Ну и последний вопрос. Какие цели ты сегодня ставишь для себя в шахматах и в жизни?

— В этом плане я сейчас на распутье. Есть определенные идеи, но одни кажутся чересчур смелыми, а другие — слишком простыми и бессмысленными. В любом случае много интересных планов. Осталось понять, чего же я хочу больше и какую дорогу выбрать.

Сергей Канашиц